Версия для слабовидящих

По следам повести Виталия Сёмина

В 1963 году журнал «Дон» опубликовал повесть ростовского писателя Виталия Сёмина «Ласточка-звёздочка».

Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Книги В.Сёмина, коллаж. Фото Пугачевой Т.Л.

Прошло уже почти 60 лет, а книга по-прежнему вызывает интерес у читателей, входя в программу внеклассного чтения. В преддверии юбилея сотрудники Ростовской областной детской библиотеки имени В.М.Величкиной решили обновить материалы, посвящённые писателю-земляку.

  Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Центр города. Фото Пугачевой Т.Л. Фото Пугачевой Т.Л.

Вспомнили о литературно-просветительском проекте «Библиоразведка «Ласточка-звёздочка», проведённом к 70-летию победы в Великой Отечественной войне и к 50-летию выхода книги «Ласточка-звёздочка», и продолжили литературное ориентирование по повести. Для этого были отобраны несколько эпизодов произведения, в которых описаны места в Ростове-на-Дону, известные и узнаваемые практически любым ростовчанином, даже несмотря на то, что название нашего города в книге напрямую не названо. В одном из эпизодов произведения её главный герой Сергей Рязанов признается в том, что ни степь, ни горы, ни Чёрное море не нравились ему. Только город. Как вдохновенно пишет об этом Сёмин!

Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Памятная доска писателю Виталию Сёмину. Фото Пугачевой Т.Л.

«Как по-домашнему пахнет городской асфальт, когда ступаешь на него после долгой разлуки! Как прочен под ногами после степной пыли и грязи неудобный булыжник! Как четка и знакома планировка улиц! И главное — всё на месте: и дом с колоннами, и тень от него, и даже сыростный запах подворотен на теневой стороне улицы. Кажется, именно его тебе так долго и не хватало. Сергей был счастлив. Если бы ему сейчас поручили быть экскурсоводом! Правда, он не очень-то знал историю города и не мог бы дать справку, кому принадлежали до революции массивы огромных зданий вокруг центрального рынка, к которому он сейчас поднимался от моста, и на чьи сбережения был построен рыночный собор — гигантское предприятие, пропахшее не только ладаном, но и копчёной селедкой, гниющими овощами, мучной пылью. Знания Сергея о городе были более земного или, вернее, «асфальтового» характера. Они достигались подробным изучением тротуаров и мостовых — не валяются ли там интересные фантики? — близостью к шершавости стен. Это вовсе не преувеличение — Сергей изучал здания своего города руками, пальцами. Шёл куда-нибудь, задумавшись, и вел пальцем по стене. Он помнил каменные глыбы «под гранит», из которых сложено здание государственного банка, гладкий, отлакированный кирпич шестиэтажного Дома Советов. В зависимости от того, как часто перескакивал его палец с камня на камень, с кирпича на кирпич, работала и его фантазия. Он даже заранее настраивался мечтать под стены государственного банка или под стены строительного института. Степь совсем не понравилась Сергею. Ему вообще ещё совсем не нравилась природа. Он и раньше не любил выезжать из города. Томился в пионерских лагерях или где-нибудь в доме отдыха с родителями. Не увлекали его особенно ни Кавказские горы — однажды он был в Пятигорске с отцом, — ни Чёрное море. Ему больше чем достаточно было своего города, своей реки. Ведь он ещё так мало и так плохо знал свой огромный город, свою великую реку. Всего лишь десяток центральных кварталов, всего лишь кусок набережной и пляжа. Огромный мир, увлекательный и яркий мир, полный тайн и загадок, еще продолжал открываться ему в его собственном городе. (Эпизод из главы 4, стр. 133)

  Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Залив Ковш. Фото Пугачевой Т.Л.

Вслед за героем мы пошли по улицам Ростова-на-Дону маршрутами, указанными в книге. На Большой Садовой сфотографировали памятную доску на доме, где жил писатель. Перейдя через мост, посмотрели на залив Ковш, где купались мальчишки.

«Ковш — большой искусственный залив, зимняя стоянка речных и небольших морских пароходов. Частенько сюда заходит мечта всех городских мальчишек — трёхмачтовое парусное учебное судно местной мореходки. В ковше же приткнулась к мели старая, отработавшая на Азовском и Чёрном морях колымага, что-то вроде самоходной баржи с разваленными непосильным грузом бортами, с навсегда чем-то провонявшими трюмами. На этой колымаге и оборудована база юных военных моряков. На базе и вообще в ковше всегда много мальчишек. Их тянет сюда то, что взрослых отталкивает: стоячая, покрытая зеленью и мазутом вода, обилие старого, ржавого железа, топкое, илистое дно, засосавшее не одну лодку, хранящее не одну тайну, замусоренные, захламлённые берега, где можно найти старые якоря, звенья оборванных якорных цепей, части сгнивших лодок и даже сравнительно целые рыбачьи каюки. Сергею нравилось в ковше, нравилось на вонючей колымаге, из трюмного железа которой не могли вытравить отвратительный запах даже великие аккуратисты — боцман и его матросы». (Глава 1, стр.37)

С моста сфотографировали железнодорожный посёлок.

Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Железнодорожный посёлок. Фото Пугачёвой Т.Л.

«Расположенный на холме, железнодорожный поселок хорошо виден с тротуаров центральной улицы. Маленькие белые, синие, красные домики по крутым переулкам взбираются к вершине холма, где скально возвышается массив серых многоэтажных домов-новостроек. Это самое высокое место в городе. Сергею, никогда не бывавшему за полотном железной дороги, железнодорожные дома-новостройки с радиоантеннами на крышах казались старинным могучим замком, а иногда медлительным океанским кораблем, неторопливо и осторожно плывущим в редком утреннем тумане. На них хорошо было смотреть, замечтавшись…» (Глава 1, стр. 25)

Сходили на вокзал, где сняли видеоэпизод.

«Вокзал был самым военным местом в городе. Вся привокзальная площадь забита людьми в солдатских гимнастерках. У входа в вокзал — часовые. Штатские попадаются редко. От военных их отличает не только одежда, но и суетливое, неуверенное, а у некоторых даже истеричное выражение лица. Будто все они опоздали или вот-вот опоздают на свой единственный поезд. Приятно было видеть, как эти люди поспешно расступаются перед ребятами. Приятно было видеть, как у военных и железнодорожников, к которым обращалась Аннушка, тотчас же лица становились вежливыми и внимательными. В вагоне мальчишки прилипли к окнам, но поезд долго не трогался, и всем успели надоесть пустые, забитые досками продуктовые ларьки, серая бетонная платформа перрона, на которой не валялось ни одного окурка, ни одного яблочного огрызка, таблички «кипяток» над широкогорлыми, отполированными медными кранами, к которым длинными собачьими цепями были приклепаны полулитровые алюминиевые кружки. От одного взгляда на эти вместительные кружки у Сергея к горлу подступала голодная изжога». (Глава 3, стр. 100)

Прошли в центр, к Дому культуры энергетиков, где в 1941 году располагался мобилизационный пункт.

  Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
ДК «Энергетик». Фото Пугачевой Т.Л.



«Отец ушёл в армию, но ещё несколько дней будто оставался дома. Его вместе с такими же пожилыми, не очень приспособленными к войне дядьками поместили в большом, пустоватом, украшенном колоннами здании Дворца культуры электриков. Сергей каждый день бегал туда — носил отцу в судках обед, который с вечера готовила мать. Часовые беспрепятственно пропускали его и ещё десяток таких же пацанов с кастрюльками. Сергей робко говорил часовому: «Здравствуйте», задерживался ровно на секунду, чтобы понять, пропустит или не пропустит, проходил по звонкому мраморному полу вестибюля ко второму, «внутреннему» дежурному, уже веселее здоровался с ним и взбегал по лестнице, на которой недавно снятые ковровые дорожки оставили длинный след «незагара». На втором этаже дворца, как в театральном фойе, пахло пыльными портьерами, как в спортивном зале — пóтом и, как в столовой, — парующей пищей. Дворец культуры был постоянной казармой — военкомат соорудил здесь что-то вроде пересыльного пункта, где люди ожидали по неделе, а иногда и по две, пока их направляли в боевую часть». (Глава 1, стр.40-41)

Зашли в подъезд дома на улице Шаумяна, где провёл свое детство писатель Сёмин. 


Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
В подъезде дома, где жил писатель Виталий Сёмин. Фото Пугачевой Т.Л.

Прошлись мимо школы, где учился главный герой. В здании сейчас идёт капитальный ремонт, со стороны Ворошиловского оно затянуто строительной сеткой. Но было бы интересно узнать, сохранилась ли та самая чугунная лестница, по которой ходили ещё сёминовские герои?

«Сергей был влюблён в бешеную энергию школьных перемен, когда в коридорах, на лестницах, во дворе всё самозабвенно несётся, прыгает, ломится так, что кажется — поток этот не остановить, если даже поперек него выставить запруду из учителей, когда даже директор, проходящий по коридору, оставляет после себя лишь крохотные островки нестойкого затишья. Сергей тоже прыгал, тоже ломился и нёсся куда-то вперёд»… (Глава 1, стр.15).

  Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Школа, где учился Сергей Рязанов. Фото Пугачевой Т.Л.



–Свернули на улицу Станиславского, дошли до дома, в подвале которого жила семья Эдика Камерштейна

Тут нас ждал небольшой сюрприз. Пока мы фотографировали вход в подвальное помещение, с огороженного перилами крыльца дома за нами внимательно наблюдал мужчина в цивильном костюме. Потом обратился с вопросом, что нас здесь заинтересовало? Мы показали ему эпизод из книги, он внимательно прочитал и сказал: «Вы ошибаетесь. Это не тот дом. Долгие годы на верхнем этаже жила бывшая владелица доходного дома – вдова Хейфец, потом её дочь. Нижний этаж, и правда, занимал бедный люд, получивший ордера на эти каморки после революции. Но здесь нет полуподвальных окон, выходящих на улицу, которые есть в описании. Нет асфальта: когда мы перекладывали коммуникации, под грунтом обнаружили брусчатку. Вам нужно пройти ещё квартал вверх, и там, в переулке Чехова есть дом, соответствующий описанию в тексте».

Нажмите для увеличения. Сказочные скульптуры художника Александра Мамона (фото из архива библиотеки)
Дом Камерштейна по версии Библиоразведки-1. Фото Пугачевой Т.Л.

И мы пришли в указанное место. Арочные ворота, вход в полуподвал, окна – может, и правда, это тот самый дом?

  Нажмите для увеличения. Вход в подвал в доме Камерштейна по новой версии. Фото Пугачевой Т.Л.
. Вход в подвал в доме Камерштейна по новой версии. Фото Пугачевой Т.Л.


Нашли мы на карте и переулок Осоавиахимовский – за железнодорожным посёлком. Это – ещё одна загадка: вероятнее всего, то, что мы видим на карте сегодня, и описанное в повести – абсолютно разные места. Судя по контексту, Осоавиахимовским В.Сёмин называл переулок Нахичеванский.

Далее наш путь лежал в сторону Театральной площади, в тот самый двор.

«Двор (с большой буквы — «Двор!») был великой страной и могучим государством, о существовании которого взрослые догадывались только тогда, когда в какой-нибудь из квартир вылетало стекло или где-нибудь в подвале дворник находил опаснейшие запасы черного дымного пороха и капсулей «жевело» к охотничьим патронам. «Чей это порох? Кто выбил стекло? — допытывались тогда в девятнадцати семейных квартирах сорокаквартирного дома на углу улицы Маркса и Синявинского проспекта. — Кто вчера ходил по крыше? Кто открыл водопроводный кран в сторожке Максима Фёдоровича?» (Глава 1, стр.5).

Нам повезло и тут: молодая женщина, услышав, что двор, в котором она живёт, описан в книге, открыла нам замок на воротах. Сфотографировала название книги, спросив, в какой библиотеке сможет взять её почитать для своего сына. Мы прошлись по двору, сделав несколько снимков. Добрались до подвала, где, по описанию, прятались жильцы во время бомбёжек… Несмотря на то, что Садовая и Кировский переименованы в повести в Маркса и Синявинский, этот дом на углу, преддверие Двора (с большой буквы, как о нём пишет Сёмин), защищая который, погиб (был убит фашистами), дворник Максим Фёдорович (Мекс), узнаваем. Спортивной площадки, составлявшей гордость мальчишек того времени, конечно, во дворе уже нет, но двор ухожен, небольшие цветники по периметру радуют глаз.

Нажмите для увеличения. Двор, в котором жил Сергей Резанов. Фото Пугачевой Т.Л.
Двор, в котором жил Сергей Резанов. Фото Пугачевой Т.Л.

Театральная площадь встретила нас синевой неба над зданием театра имени Горького и небольшим облачком над памятником-стелой «Воинам-освободителям города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков». Где-то здесь, судя по описанию, располагалась в 1941 году немецкая комендатура.

«Комендатура, а рядом и гестапо располагались в новых домах напротив театра. … Сейчас фасад театра был закопчен, маскировочная сеть свисала с крыши лохмотьями. Сквозь огромные оконные проёмы видны искорёженные огнём металлические балки, стальная арматура. Дома напротив театра тоже повреждены, так что вход в комендатуру скромно запрятался среди боковых подъездов. Сергей видел, как Тейка вошёл в этот подъезд и скрылся в нём». (Глава 6, стр. 229)

  Нажмите для увеличения. Театр имени М.Горького. Фото Пугачевой Т.Л. Фото Пугачевой Т.Л.
Театр имени М.Горького. Фото Пугачевой Т.Л.

Вслед за героем двинулись и мы. И опять решётка на воротах. И снова неравнодушный человек, сопроводивший нас во двор, рассказавший интересную историю о том, как восстанавливали дом после войны, как мальчишки носили камни изо всех окрестных дворов. Он же посоветовал нам пообщаться со старейшей жительницей дома. Значит, у нас есть повод вернуться сюда.

Ну и, наконец, сама Театральная площадь, и застройка вокруг неё.

«Этим домам было всего года два-три. Они стояли в ряду других таких же новых домов, которые здесь строились по плану генеральной реконструкции города. По этому плану центр города переносился на Театральную площадь, откуда должен был начинаться величественный спуск к реке. Станешь на площади — и до самой реки перед тобой террасами цветники, широкие лестницы, что-то черноморско-курортное, только ещё более грандиозное. Об этом плане много писали в областной газете, рисунки, отражающие будущее архитектурное великолепие, помещались в специальных витринах перед горкомом и горисполкомом» (Глава 6, стр.229).

  Нажмите для увеличения. Театр имени М.Горького. Фото Пугачевой Т.Л.
Театральная площадь. Фото Пугачевой Т.Л.

Но наш поход ещё не завершён. Остались места, связанные с набережной: мы оставили их «на потом», в надежде повести сюда с экскурсией наших читателей.

  Нажмите для увеличения. Театр имени М.Горького. Фото Пугачевой Т.Л.
Набережная Дона. Промзона. Фото Пугачевой Т.Л.

«Набережная – огромная портовая территория, застроенная складскими зданиями, амбарами, заваленная песочными гравийными, угольными курганами, перерезанная ведомственными заборами, — и правда стала ловушкой для военной техники. В её тупиках, поворотах, переездах через железнодорожные рельсы застревали грузовики, водители которых стремились пробраться от одной переправы к другой, не выезжая в город, а прямо по берегу. В одном месте ребята увидали даже брошенный танк. Он невесть как попал в загороженный каменным забором складской двор: забитые наглухо, засыпанные с внутренней стороны высоким холмом паровозного шлака, старые железные ворота давно не открывались, а сквозь неширокую калитку танк никак не мог проехать (Глава 5, стр.163)

Как рассказал нам во время встречи руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.Кожин, набережная Дона в черте города ещё кое-где сохранила колорит и дух той эпохи. Но надо спешить, пока в эти уголки не добралась современная застройка. Значит, библиоразведка будет продолжена!

В заключение хотим сказать пару слов о безопасности и стремлении людей прийти на помощь. В наше непростое время все инструкции предписывают не пускать посторонних к себе во двор. Зачастую это правило усложняет работу многих людей, и, в частности, таких, как мы. Нельзя зайти во двор, нельзя фотографировать дома и памятники (поверьте, мы сталкивались и с таким, например, при попытке сделать снимок бюста Климента Ворошилова). Но в большинстве случаев люди идут навстречу. Не пренебрегая и мерами безопасности. Во всех дворах, где мы были, жители интересовались, кто мы и откуда, принимали активное участие в наших поисках, рассказывали то, что знали, и сопровождали нас, впуская в мир своих дворов и провожая до ворот. Большое спасибо этим добрым и неравнодушным людям! Каждый из них интересовался книгой, по следам которой мы шли: записывал название или фотографировал на телефон.

  Нажмите для увеличения. Театр имени М.Горького. Фото Пугачевой Т.Л.
Набережная Дона. Промзона. Фото Пугачевой Т.Л.
  Нажмите для увеличения. Книги «Ласточка-звёздочка» В.Сёмина, принявшие участие в литературном путешествии. Фото Пугачевой Т.Л.
Книги «Ласточка-звёздочка» В.Сёмина, принявшие участие в литературном путешествии. Фото Пугачевой Т.Л.

Если вы не верите, что книга творит чудеса, можете повторить наш эксперимент. В каждом городе есть свой писатель, влюблённый в свою «малую родину», готовый рассказать о ней. Найдите книгу писателя-земляка, прочитайте её и пройдите по улицам, описанным в летописи вашего города.-

Вы убедитесь, что практически все люди вокруг вас, зачастую даже те, что спешат по своим делам, волшебным образом включаются в процесс поиска, делясь теми знаниями, которыми обладают, беря взамен ваши знания о Книге. Желаем вам удачных литературных прогулок!

На литературную прогулку по сёминским местам ходили библиотекарь отдела методической работы Пугачева Т.Л. и главный библиограф отдела библиографической работы Гаврилова М.Ю


Навигационная цепочка

10 июня

День рождения шариковой ручки. 10 июня 1943 года запатентовали шариковую ручку (80 лет)


Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре


Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих


Мы в социальных сетях

«Всероссийское онлайн голосование

«Пушкинская карта»: Мероприятия библиотеки

Программа «Пушкинская карта»

Поделиться


Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Участник конкурса



Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти



контакты



Библиотека он-лайн

Задать вопрос библиотекарю


ПРОДЛИТЬ КНИГИ

ЛитРес: один клик до книги

Сайт Занимательная Ростовология

Министерство культуры Ростовской области

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

«Интернет-портал «Культура. Гранты России»

Национальные проекты «Культура»

Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Российская государственная детская библиотека

ПроДетЛит

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Президент России - гражданам школьного возраста

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области

Государственная программа РФ «Доступная среда»

Мобильное приложение «НЭБ Свет»

Витрина закупок Ростовской области

Памятки для населения о рисках получения незаконных финансовых услуг и административной ответственности за распространение рекламы таких услуг

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

Финансовая культура

Приложение «Мой налог»

Платформа самореализации «Донмолодой.рф»

«Портал Живунадону.рф»

«3D-тур Самбекские высоты»

Отцовство – твой главный жизненный проект

Подростковая агрессия




Наверх