Версия для слабовидящих

Волга, Дон и Жак

водное путешествие

27 июля 2022 года исполняется 70 лет со дня открытия Волго-Донского судоходного канала. Предлагаем читателям наш рассказ об этом событии и о том, какое отражение оно нашло в литературе для детей.

Эта история начиналась так. Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной участвует в проекте Всероссийской энциклопедии детской литературы ПроДетЛит по наполнению базы биографий детских писателей. Одним из наших, донских авторов, чья биография составлялась для ПроДетЛита, стал поэт Вениамин Константинович Жак.

Сегодня бытует мнение, что любую информацию можно найти в интернете, но при составлении биографии поэта оказалось, что многие события его жизни описаны достаточно скупо, а произведения в электронном виде представлены далеко не все. Между тем, наша библиотека является хранителем коллекции прижизненных изданий В.Жака с его автографами, 17 его книг в оцифрованном виде можно найти на сайте библиотеки В.М. Величкиной. Сегодня мы расскажем вам об одном из творений поэта.

Нажмите для увеличения. Книга В. Жака «Чудесная лестница» (обложка книги из фонда библиотеки)
Книга В. Жака «Чудесная лестница» (обложка книги из фонда библиотеки)

Книга В. Жака «Чудесная лестница» (обложка книги из фонда библиотеки)

Есть книги – исторические свидетельства эпохи. К ним можно отнести и некоторые произведения В. Жака, такие как большое стихотворение «Чудесная лестница», изданное Ростовским издательством отдельной книгой в далёком 1952 году. Эта книга – пример того, как важное и серьёзное для страны событие можно представить в детских стихах и объяснить его легко и понятно.

«Чудесная лестница» – повествование в стихах, посвящённое строительству Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина – водного пути, соединившего Каспийское море с Азовским и Чёрным, а, следовательно, и с Мировым океаном. И само устройство канала, и история его возникновения весьма интересны.

Соединить две реки – Волгу и Дон в единую водную дорогу люди мечтали давно, легендой об этом начинается произведение Вениамина Жака:

Дон и Волга — две реки —
По полям родным текли.
Хоть текли почти что рядом,
Даже словом, даже взглядом
Обменяться не могли!
И, увидев чайку-птицу,
Так сказал однажды Дон:
«Ты слетай к моей сестрице, —
Волге мой снеси поклон,
И разведай — где пути,
Чтобы в гости к ней прийти».

Была в этой сказочной идее особая, практическая, необходимость. Ещё в VII веке до нашей эры скифы, населявшие плодородные степи, волоком перетаскивали свои суда от Волги к Дону. Таким же образом перемещали торговые суда генуэзские и венецианские купцы. Дружина князя Игоря тысячу лет назад, возвращаясь из греческого похода, перетаскивала корабли через степь на Волгу, чтобы спуститься к берегам Каспия. Расстояние, которое приходилось преодолевать по степи между реками, составляло около 100 километров.

Первые попытки строительства водного пути были предприняты в XVI веке, когда по приказу турецкого султана 20 тысяч воинов в течение месяца пытались прорыть канал между реками, но отказались от этой идеи, поняв, что не хватит им сил и за сто лет это сделать.

Следующую попытку предпринял Пётр I, решив прорыть канал по кратчайшему пути – между притоками Волги и Дона – Иловлей и Камышинкой, но проекту не суждено было осуществиться – началась Северная война. Около тридцати проектов канала были разработаны до революции 1917 года, но и тогда ни один из них не был воплощен в жизнь. Изыскательским работам помешала гражданская война. Вот что пишет в книге «От Иван-Озера до Азовского моря» донской писатель В. С. Моложавенко: «Я видел в музее обороны Царицына-Сталинграда любопытный документ. Инженер из Сарепты уведомлял штаб 10-й Красной Армии, что ввиду мобилизации в отряды обороны рабочих изыскательской партии, он вынужден прекратить проектные работы по Волго-Дону. На записке – резолюция: «Канал пророем после утопления кадетов в Волге и Дону. Члены Военревсовета Сталин, Ворошилов» (Моложавенко В. С. , «От Иван-Озера до Азовского моря», стр.164).

Потом планам построить канал воспрепятствовала Великая Отечественная война. Ещё одно свидетельство: «В Ростовской областной научной библиотеке имени Карла Маркса хранится уникальная книга – схемы Волго-Донского канала. В дни оккупации Ростова гитлеровцы упорно искали этот ценнейший документ, но советские патриоты – библиотечные работники – уберегли его вместе с другими сокровищами книгохранилища, замуровав в стене». (Суичмезов А., «Дали донские», стр. 90).

Мы запросили в Донской публичной библиотеке информацию по этому документу и получили ответ, который наверняка заинтересует пытливые умы: «вероятнее всего, А. М. Суичмезов имел в виду проект канала между Доном и Волгой 1887 года, составленный французским инженером Леоном Дрю (1837-1904). Документ содержит «список участников в складочном капитале по производству изысканий для проведения канала между реками Волгою и Доном; объяснительную записку к проекту канала между реками Доном и Волгою; канала Петра Великого; карту водных сообщений между морями Белым, Балтийским, Каспийским, Чёрным и Средиземным; карту страны между Доном и Волгою, составленную Леоном Дрю по карте Русского Генерального Штаба и сведениям, собранным Миссией в 1885 году». Краеведы Донской публичной библиотеки приглашают ознакомиться с полным текстом книги и другими документами по истории Волго-Донского канала, размещёнными на ресурсе Донской электронной библиотеки в коллекции «Донские гирла и история судоходства на Дону» (http://elib.dspl.ru/request)

За осуществление грандиозного проекта отвечал главный инженер Главного управления строительства Волго-Донского водного пути Сергей Яковлевич Жук. Это был известный в те времена проектировщик Беломорско-Балтийского и Волго-Московского каналов, о работе и судьбе которого следовало бы рассказать отдельно (С. Жук – Герой Социалистического Труда, академик Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, его имя упоминается в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына). За основу был взят проект 1918 года инженера Анатолия Аксамитного, имя которого, к сожалению, было забыто, поскольку он был арестован во времена репрессий 1930-х годов. Материалы о строительстве Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла наиболее полно представлены в Волгодонском эколого-историческом музее, среди них есть прекрасные акварельные работы Николая Жукова, работавшего на стройке: художник рисовал сам процесс строительства, например, работу земснаряда.

Проект Волго-Донского судоходного канала был утвержден в январе 1948 года и состоял из связанных между собой трех частей – судоходного канала, гидроузла и оросительной системы. Зона строительства канала определялась протяженностью около 100 километров, половина из которых – эксплуатационные, остальное – это Цимлянский гидроузел – около 13 километров, Донской магистральный канал – 27 километров. Кратчайший путь между Волгой и Доном – 58 километров, но этот отрезок для строительства канала был непригоден, поскольку требовал большего количества шлюзов, и, соответственно, большего объема земляных работ.

Нажмите для увеличения. Творческая работа читателя нашей библиотеки 1960-х годов, посвящённая строительству Волго- Донского канала. (Автор Пугачева Т. Л.)
Творческая работа читателя нашей библиотеки 1960-х годов, посвящённая строительству Волго- Донского канала. (Автор фотографии Пугачева Т. Л.)

Творческая работа читателя нашей библиотеки 1960-х годов, посвящённая строительству Волго- Донского канала.

Канал, соединяющий две великих реки – Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону, общей протяжённостью 101 км, был построен в рекордно короткие сроки – за 4,5 года.

Дон лежит выше Волги на 44 м, поэтому Волго-Донской канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища. Удивительно, но вода из Дона отличается от волжской по цвету: донская, которой наполнен канал – зеленовато-голубая, а волжская – коричневатая. На выходе из канала в Волгу эту смену цветов легко заметить. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) донская вода подаётся на водораздел, откуда самотёком идёт на волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения. Глубина канала — не менее 3,5 м.

Экономическое значение Волго-Донского канала сложно переоценить. Продолжительность навигации на юге – более 200 суток, за это время по каналу проходят до пяти тысяч судов, перевозящих до 16,5 млн. тонн грузов в год. Вода канала – это ещё и возможность орошения больших площадей плодородных, но засушливых земель Ростовской и Волгоградской областей.

На рубеже 40-50-х годов в великой стройке были задействованы огромные трудовые резервы всего Советского Союза, Волго-Дон строила вся страна. В обеспечении строительства материалами участвовали около тысячи предприятий, работала самая передовая техника, а уровень механизации на земляных работах приближался к стопроцентному. И это в обстановке послевоенного восстановительного периода, когда в ущерб другим проектам на Волгодонстрой выделяли огромные средства.

Вот как пишет об этом Вениамин Жак:

Говорит строителям Урал:
«Экскаватор на Дон я послал.
Этот экскаватор — великан,
У него железная рука!
Как своей рукою он махнёт —
Целый холм земли с пути свернёт!»

Говорит строителям Ростов:
«Земснаряды вам послать готов.
Земснаряды те со дна реки
На плотину будут гнать пески.
Только сообщите, сколько надо,
Столько и построю земснарядов!»

Телеграфные столбы гудят,
«Молнию» отправил Ленинград:
«Для электростанции турбины
Раньше срока сделать буду рад!
Вы кончайте поскорей плотину,—
Я не подведу вас. Ленинград».

Нажмите для увеличения. Закат над Доном. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Закат над Доном. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Закат над Доном. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Чудесной лестницей назвал поэт Волжские и Донские шлюзы – водную дорогу, которую мы вам сегодня покажем. Предлагаем нашим читателям отправиться в путешествие из Ростова в Волгоград на теплоходе.

Нажмите для увеличения. Схема Волго-Донского канала с отметками шлюзов. (Рисунок Пугачевой Т. Л.)
Схема Волго-Донского канала с отметками шлюзов. (Рисунок Пугачевой Т. Л.)

Схема Волго-Донского канала с отметками шлюзов. (Рисунок Пугачевой Т. Л.)

Разделяющее Волгу и Дон пространство, называемое междуречьем, местами выше уровня Волги более чем на 100 метров. Чтобы преодолеть это препятствие, инженеры придумали построить широкую лестницу в воде. Со стороны Волги вода поднимается по девяти ступеням - однокамерным однониточным шлюзам – это Волжская лестница высотой 88 м, затем спускается по четырем ступеням Донской шлюзовой лестницы высотой 44,5 м. Шлюз № 9 завершает собой волжский, а шлюз № 10 открывает донской склоны канала. Всего это 13 шлюзов канала, расстояние между которыми – от 700 м на волжском склоне, до 20 км – на донском склоне. На весь путь по водам канала уходит около 10-12 часов.

Нажмите для увеличения. Шлюзование на Волго-Донском канале. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шлюзование на Волго-Донском канале. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Шлюзование на Волго-Донском канале (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Шлюз представляет собой отрезок водного пространства, ограниченный воротами, габариты шлюзовых камер — 145 на 18 метров. В отсек, с двух сторон закрытый шлюзовыми затворами, заходят корабли, вода наполняет пространство, ворота открываются, и корабль переходит на новую ступень водной лестницы. Этот процесс, называемый шлюзованием, интересен с точки зрения мастерства управления кораблём: большие теплоходы входят в шлюзовую камеру, иногда по два, их притягивают к стене камеры крюками так плотно, что стены можно коснуться рукой.

Что за шлюз? На палубу мы вышли —
Прямо посреди реки — стена!

Только подошли – и вдруг, – неслышно,
Медленно раздвинулась она.
Осторожно входит пароход,—
Закрывается за ним проход!

Я взглянула — с четырёх сторон
Он стеной высокой окружён!
Сверху — небо, а внизу — вода:
Не уйти из шлюза никуда!
Брат шепнул мне: «Пароход в ловушке!»'

Нажмите для увеличения. Шлюзование на Волго-Донском канале. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шлюзование на Волго-Донском канале
(Автор фотографии Пугачева Т. Л.) 
Шлюзование на Волго-Донском канале (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Нажмите для увеличения. Шлюзование на Волго-Донском канале (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шлюзование на Волго-Донском канале
(Фото из архива Пугачевой Т.Л.) 
Шлюзование на Волго-Донском канале (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

А вода откуда-то течёт,
И она, как будто на подушке,
Плавно поднимает пароход.
Поднятый зелёною водой,
Он уже сравнялся со стеной,

Сверху поглядели мы на Дон —
Глубоко внизу сверкает он:
Мы — как будто на ступеньку выше,
А ступенькой ниже—Дон идёт...
Впереди открыли дверь –
Снова на свободу пароход.

Нажмите для увеличения. Шлюзование на Волго-Донском канале. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шлюзование на Волго-Донском канале
(Автор фотографии Пугачева Т. Л.) 
Шлюзование на Волго-Донском канале. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Шлюзы Волго-Донского канала – это не только интересные и технологичные гидротехнические сооружения со своими системами оперативной связи и навигационного ограждения судовых ходов, но и архитектурные памятники, над созданием которых работали талантливые художники и архитекторы. Основной художественной идеей, объединяющей здания гидротехнического комплекса, было стремление показать величие победы советского народа в Великой Отечественной войне и огромное хозяйственное значение послевоенного строительства.Шлюзы Волго-Донского канала – это не только интересные и технологичные гидротехнические сооружения со своими системами оперативной связи и навигационного ограждения судовых ходов, но и архитектурные памятники, над созданием которых работали талантливые художники и архитекторы. Основной художественной идеей, объединяющей здания гидротехнического комплекса, было стремление показать величие победы советского народа в Великой Отечественной войне и огромное хозяйственное значение послевоенного строительства.

Архитектурными и художественными достоинствами обладают узловые шлюзы канала – № 1, 9, 10 и 13.

Нажмите для увеличения. Триумфальная арка шлюза № 13 Волго-Донского канала. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Триумфальная арка шлюза № 13 Волго-Донского канала. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Триумфальная арка шлюза № 13 Волго-Донского канала. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Первый и тринадцатый шлюзы – вход и выход из канала – венчают арки в триумфальном стиле. Говорят, что эти сооружения похожи на Триумфальную арку в Париже, а арка, открывающая шлюз №13 в Пятиморске – посёлке эксплуатационников Карповского гидроузла Волго-Донского канала, даже находится на той же географической параллели – 48,6°северной широты, что и парижская Триумфальная арка.

На отрезке Волго-Донского судоходного канала, территориально расположенном между Волгодонском и Цимлянском, находятся два «дополнительных» шлюза – №14 и №15. Они связывают Волгу и Цимлянское водохранилище, входят только в состав сооружений Цимлянского гидроузла, а не в общее число шлюзов Волго-Дона.

Именно шлюз № 15 является самым красивым шлюзом Волго-Донского канала. Он построен в 1948-1950 годах и территориально расположен в городе Волгодонске. Две башни здания управления высотой по 30 метров являются постаментами, на которых установлены 8-метровые фигуры донских казаков на конях. Скульптор композиции – заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Георгий Мотовилов, автор всемирно известных интерьеров станций Московского метрополитена («Электрозаводская», «Новокузнецкая», «Смоленская», «Проспект Мира», «Парк культуры», «Октябрьская», «Комсомольская»); автор памятников А. Н. Толстому в Москве, Н. А. Некрасову в Ярославле, А. П. Чехову в Ялте, М. И. Кутузову в Смоленске.

Нажмите для увеличения. м(Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шлюз № 15. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Шлюз № 15. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Монумент «Казаки», венчающий сооружения шлюза № 15 канала, является памятником государственного значения и завершает архитектурный ансамбль всего Волго-Донского комплекса со стороны Дона. На памятнике мемориальная доска: «Здесь в августе 1942 года стояли насмерть, защищая ворота Кавказа, гвардейцы Кубанского казачьего корпуса, удивив мир своей стойкостью и величием духа».

Вениамин Жак описывает эти скульптуры так:

Видим башни около реки!
А на башнях — кони так и скачут,
На конях — донские казаки.
А зачем на башне? — Всем понятно,-
С башен охраняют Волго-Дон!


Нажмите для увеличения. Берег Цимлянского водохранилища(Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Берег Цимлянского водохранилища (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Берег Цимлянского водохранилища (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Про Цимлянское водохранилище, на котором расположен гидроузел, расскажем подробнее.

Чтобы наполнить шлюзы на Волго-Донском канале, потребовался большой, постоянный запас воды. Для этого по пути следования канала были построены плотины и созданы водохранилища, самое большое из которых – Цимлянское, которое у нас на Дону называют морем. Оно и правда, бескрайнее. Площадь его зеркала – 2700 квадратных километров, длина – 280 км, ширина – 30 км, средняя глубина – 9 метров.

Характер у нашего Цимлянского водохранилища непростой: когда поднимается ветер, на воде штормит, как в настоящем море:

Нажмите для увеличения. Шторм во время шлюзования(Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Шторм во время шлюзования (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Шторм во время шлюзования (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)


Вдруг поднялся,
Заметался Ветер —
По морскому он зовётся шторм!
Показалось:
Море зашаталось,
Туча небо всё заволокла!
Только я ничуть не испугалась
И спокойно с палубы ушла.

Чтобы создать искусственное море – Цимлянское водохранилище – из зоны его затопления переселили 164 населённых пункта. Вот как об этом пишет Вениамин Жак:

Нам один моряк сказал: «Ребята,
Здесь лежала степь не так давно,
Бегали цыплята и телята, —
А теперь, гляди, — морское дно!
Потому, что здесь стеной высокой
Дону путь загородили мы,
Морем он раскинулся широким,
Затопил овраги и холмы.
И по нашей воле эти воды
Орошают в летний зной поля,
Оттого богаче год от года
Урожай приносит нам земля!

Нажмите для увеличения. Страница из книги В.Жака «Чудесная лестница», книга из фонда библиотеки
Страница из книги В. Жака «Чудесная лестница», книга из фонда библиотеки

Конечно, в стихотворении нет ни слова ни об ушедших под воду хуторах, ни о труде более 200 тысяч заключённых, участвовавших в этой всесоюзной стройке. Но ведь это детское стихотворение той эпохи, когда страна жила на подъёме энтузиазма.

По приказу нашего народа
И строителей-богатырей
Новым морем здесь разлились воды
И соединили пять морей.
Из Москвы к Ростову теплоходы.
День и ночь плывут по тем местам,
Где паслись телята, шли подводы,
Бегали цыплята по дворам».

Нажмите для увеличения. Корабль на просторах Волго-Донского канала (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Корабль на просторах Волго-Донского канала (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Корабль на просторах Волго-Донского канала (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Нажмите для увеличения. Калязинская церковь – памятник затопленным городам и сёлам (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Калязинская церковь – памятник затопленным городам и сёлам (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Калязинская церковь – памятник затопленным городам и сёлам (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

В зоне затопления оказалась и Цимлянская каменная церковь, построенная в 1823 году. Чтобы строение под водой не мешало судоходству, оно было взорвано: двести зарядов превратили храм в груду обломков. На Волге есть знаменитая Калязинская колокольня, которая считается памятником всем затопленным городам и сёлам.

Нажмите для увеличения. Песчаные отмели и птичий базар в районе Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Песчаные отмели и птичий базар в районе Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Песчаные отмели и птичий базар в районе Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Огромная плотина Цимлянской ГЭС сегодня является привычной частью ландшафта Волгодонска. За два года – с 1949 по 1951 год, были сооружены обе половины плотины на правом и левом берегах Дона. Песок намывали 28 мощных земснарядов. В сентябре 1951 года состоялось перекрытие реки: плотина из 35 миллиардов кубометров песка заработала.

«Наступил день перекрытия русла Дона. В правобережном районе всё было готово, каменная «банкетка» насыпана, у прорана в Дон столько навалили камня, что он почти выступил из воды. Оставалось одним мощным усилием перекрыть камнем через окна в деревянном настиле прорана пролёты, из которых Дон вырывался, как Терек». (Анатолий Калинин, Собрание сочинений, том 4, стр. 275).

Это была первая в мире, построенная на песчаном грунте, протянувшаяся на 13 километров, плотина, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса.

Человек заставил идти реку по другому руслу: до начала строительства Дон протекал примерно в полукилометре севернее.

По воспоминаниям сотрудника областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной Светланы Ивановны Макотченко, в тот день все работавшие в округе люди, узнав о том, что будет пуск воды в канал, сбегались полями к реке, желая увидеть этот момент.

Вода заполнила естественную впадину, образовав водохранилище, скрыв под водой степные просторы:

Нажмите для увеличения. Заливной луг (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Заливной луг (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Заливной луг (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

«И вот зацвели по всей степной пойме, куда ещё не пришла вода, тюльпаны. Их так много, что у скреперистов и экскаваторщиков их пурпурные головки выглядывают над козырьками фуражек, из нагрудных карманов спецовок, а на участках, в дощатых конторках – они на всех столах в банках и стаканах, за ними смотрят девушки – табельщицы, десятницы и счетоводы, и даже на столе у начальника района Резчикова стоят лазоревые цветы.

А в степи зацветают новые. Вода, разливаясь по степи, топит и тюльпаны. Вначале они ещё качаются над водой на своих тонких ножках, некоторые так и лопаются на воде, распускаются. Потом, когда она уже подступает к самому цветку, они, как красные и желтые чашечки, плывут по морю. Похоже, что это огоньки плывут, пылают на воде. Июнь 1951 – июль 1952». (Анатолий Калинин, Собрание сочинений, том 4, стр. 289).

Хроника событий исторического 1952 года стремительна.

В январе 1952 года началось заполнение Цимлянского моря, в феврале заработала Карповская насосная станция. К марту уровень воды в водохранилище поднялся почти на семь метров, в апреле был заполнен водой судоходный канал, соединяющий шлюз № 15 с Доном.

Нажмите для увеличения. Баржи на реке. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Баржи на реке. (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Баржи на реке (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

6 мая произведено первое шлюзование на канале.

24 мая разобрана перемычка, и вода пошла самотёком к Волге. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона, с 1 июня по каналу началось движение судов – это были буксирные теплоходы. 6 июля по каналу прошёл первый пассажирский теплоход «Сергей Киров».

Нажмите для увеличения. Монумент «Соединение пяти морей» (Фото из архива семьи Кулаковых)
Монумент «Соединение пяти морей» (Фото из архива семьи Кулаковых)

Монумент «Соединение пяти морей» (Фото из архива семьи Кулаковых)

6 июня 1952 года электростанция дала первый промышленный ток: был пущен первый гидроагрегат Цимлянской ГЭС – единственной гидроэлектростанции на реке Дон, рассчитанной на получение 600-900 млн.кВт/ч в год дешёвой электроэнергии.

У шлюза № 14, входящего в состав Цимлянского гидроузла, стоит памятник, который называется «Соединение пяти морей» – это ступенчатый постамент с вмонтированными скульптурными изображениями носовых частей корабля.

Вдалеке белеет на плотине
Дом не дом, а сказочный чертог,
И в чертоге этом есть машины,
Называются они — турбины,
И вот эти самые турбины,
Сильный вырабатывают ток.
Ток идёт и в города, и в села,
Освещает фабрики и школы,
Ток доходит и до здешних мест, —
Даже и до нашей МТС!

Нажмите для увеличения. Гидротехнические сооружения Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Гидротехнические сооружения Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)
Гидротехнические сооружения Цимлянской ГЭС (Фото из архива Пугачевой Т.Л.)

Нажмите для увеличения. Одно из сооружений Цимлянской ГЭС (Фото из архива семьи Кулаковых)
Одно из сооружений Цимлянской ГЭС (Фото из архива семьи Кулаковых)
Одно из сооружений Цимлянской ГЭС (Фото из архива семьи Кулаковых)

10 июля 1952 года по радио прозвучало постановление Совета Министров СССР об открытии Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.

Все свидетели и участники строительства вспоминают радостный день 27 июля 1952 года – торжественное открытие канала. Под звуки Гимна страны в первый шлюз вошёл флагман пассажирского флота Волги теплоход «И. Сталин». Официальный праздник состоялся в Красноармейске и у Цимлянской ГЭС, куда специально выделенные машины и автобусы привезли жителей посёлков, колхозников близлежащих районов, гостей из Ростова. На митинге у первого шлюза и по всей трассе построенного канала в тот день собралось более 100 тысяч человек. После выступления руководителей и рабочих – концерт с участием знаменитых певцов оперы Ивана Козловского, Марка Рейзена, Наталии Шпиллер, и звезд эстрады – Клавдии Шульженко, чтеца Сергея Балашова и других именитых артистов.

К этому знаменательному дню – 70-летнему юбилею торжественного открытия Волго-Донского канала мы и решили приурочить наш рассказ.

Иллюстрациями к стихотворению «Чудесная лестница» стали фотографии речного круиза «Москва – Ростов-на-Дону», и, конечно, это не полное фотоописание путешествия. Если вам когда-нибудь доведётся путешествовать в тех местах, вы сможете дополнить для себя эту историю: живописными картинами степей и водных просторов, памятниками и монументами, связанными с историческими событиями, имевшими место в районе канала.

Строительству Волго-Донского канала посвящены не только стихи и проза, но и музыка: в 1951 году Сергей Прокофьев написал произведение для симфонического оркестра, которое называлось «Встреча Волги с Доном». Премьера праздничной музыкальной поэмы состоялась по радио 22 февраля 1952 года. Говорят, что композитор, желая музыкально изобразить работу тяжёлой техники при строительстве канала, так сымитировал шум земляных работ гигантского шагающего экскаватора, что даже оркестранты отказались воспроизводить этот ужасающий по звучанию эпизод. А в звукозаписи для радио этот «музыкальный скрежет» был вырезан.

Нажмите для увеличения. Книги о строительстве Волго-Донского канала из фонда библиотеки
Книги о строительстве Волго-Донского канала из фонда библиотеки

Книги о строительстве Волго-Донского канала из фонда библиотеки

А ещё в 1976 году вышел мини-сериал «Память земли» из 5 серий о событиях в зоне строительства Волго-Донского канала (кинорежиссеры Борис Савченко и Борис Ивченко). Фильм снят по мотивам романа Владимира Фоменко «Память земли» – это произведение есть в фонде нашей библиотеки, можно его почитать и в электронном виде.

Встречая на страницах книг эпизоды, связанные с историей нашей Родины, остановитесь, перечитайте их, и не поленитесь заглянуть в справочные материалы, сегодня это так легко. И, обещаю вам, вы узнаете много познавательного и увлекательного.

А мы завершим наш рассказ отрывком стихотворения Вениамина Константиновича Жака:

Нажмите для увеличения. Страница из книги В. Жака «Чудесная лестница», книга из фонда библиотеки
Страница из книги В. Жака «Чудесная лестница», книга из фонда библиотеки

Страница из книги В. Жака «Чудесная лестница», книга из фонда библиотеки

Зоя Львовна оглядела класс,
Вместо Маши кончила рассказ.
— Помните, я сказку вам читала,
Как мечтал увидеть Волгу Дон.
Сказка та — сегодня былью стала:
Эта быль зовётся Волго-Дон!

И скажем нашему донскому писателю сердечное спасибо за удивительное путешествие по чудесной лестнице Волго-Дона.

Дорогами книг вас вела Татьяна Леонидовна Пугачева,
библиотекарь отдела методической работы
ГБУК РО «Ростовская областная детская
библиотека имени В.М. Величкиной»



Библиография:

Жак, В. К. Чудесная лестница : стихи / В. Жак ; обложка и рисунки А. Е. Губина. – Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1952. – 14. [1] с.

Калинин, А. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4. По дороге любви и печали : стихи и поэма. Две тетради : статьи и очерки военных и послевоенных лет / Анатолий Калинин : художник Иван Каледин. – Москва : Советская Россия, 1983. – 352 с.

Моложавенко, В. С. «От Иван-Озера до Азовского моря» / В. С. Моложавенко. – Москва : Профиздат, 1982. – 239 с.

Писатели Дона : биоблиографический указатель / составитель Г. Г. Тягленко. – издание 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1986. – 414 с.

Суичмезов, А. Дали донские / А. Суичмезов. – Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1970. – 253 с.

Фоменко, В. Память земли : роман / Владимир Фоменко. – Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1971. – 466 с.

Волго-Донской канал // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волго-Донской_канал (дата обращения: 22.06.2022).

Гельмбрехт, Л. К. Гибель старой Цимлы / Л. К. Гельмбрехт // Донской временник. Год 2013-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2012. Вып. 21. С. 83-86. –URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=1184 (дата обращения: 22.06.2022).

Жук, С. А. Архитектура Волго-Донского комплекса сооружений / С. А. Жуцк // Степной следопыт. Для тех кому интересно. – URL: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/vd/architect/architect.htm (дата обращения: 22.06.2022).

[Проект канала между реками Доном и Волгою 1887 г.]. — [Ростов н/Д : б. и., 1887]. — [4], 8 с., 2 карта, 2 пл., 2 л. черт. Полный текст книги доступен в Донской электронной библиотеке https://vivaldi.dspl.ru/bx0000295 (дата обращения 23.06.2022).

Свечникова, Е. Ю. Великая стройка коммунизма / Е. Ю. Свечникова // Донской временник. Год 2010-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2009. Вып. 18. С. 95-97. – URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=652 (дата обращения : 22.06.2022).

Сигачёв, В. От Волги до Дона шумят ковыли... / В. Сигачёв // Донской временник. Год 2008-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2007. Вып. 16. С. 151-154. – URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m9/0/art.aspx?art_id=895 (дата обращения : 22.06.2022). 



8 июня

День социального работника. Профессиональный праздник, отмечается ежегодно на основании Указа Президента РФ №1796 от 27 октября 2000 года.


Все даты

Войди



Забыл пароль?

Зарегистрируйся







Выбрать дату в календаре


Пользователь несет ответственность за подлинность вносимых при регистрации данных

Просмотр данного раздела доступен только
для зарегистрированных пользователей.
Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте.
Версия для слабовидящих


Мы в социальных сетях

«Всероссийское онлайн голосование

«Пушкинская карта»: Мероприятия библиотеки

Программа «Пушкинская карта»

Поделиться


Вера Михайловна Величкина –врач, литератор, государственный деятель

подробнее

Участник конкурса



Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 46а

(863) 240-27-62

как нас найти



контакты



Библиотека он-лайн

Задать вопрос библиотекарю


ПРОДЛИТЬ КНИГИ

ЛитРес: один клик до книги

Сайт Занимательная Ростовология

Министерство культуры Ростовской области

Портал «Информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации» содержит данные о библиотеках, обслуживающих детей

Ассоциация деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению

«Интернет-портал «Культура. Гранты России»

Национальные проекты «Культура»

Культура.РФ. Единый портал популяризации культурного наследия России

Национальная электронная детская библиотека. Создание Национальной электронной детской библиотеки (далее - НЭДБ) решит проблему сохранности старых и ветхих книг, а также предоставит возможность всем желающим познакомиться с лучшими образцами книг для детей, изданными в разные годы.

Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.

Российская государственная детская библиотека

ПроДетЛит

ВебЛандия - лучшие сайты для детей

Летопись мужества. 1941-1945. Просветительский проект Российской государственной детской библиотеки.

Донская государственная публичная библиотек

Ростовская областная специальная библиотека для слепых

Президент России - гражданам школьного возраста

Информационно-развлекательный сайт Управления Роскомнадзора по Ростовской области

Раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области

Государственная программа РФ «Доступная среда»

Мобильное приложение «НЭБ Свет»

Витрина закупок Ростовской области

Памятки для населения о рисках получения незаконных финансовых услуг и административной ответственности за распространение рекламы таких услуг

Результаты независимой оценки качества услуг организации.

Официальный интернет-портал правовой информации.

Финансовая культура

Приложение «Мой налог»

Платформа самореализации «Донмолодой.рф»

«Портал Живунадону.рф»

«3D-тур Самбекские высоты»

Отцовство – твой главный жизненный проект

Подростковая агрессия




Наверх