Ростовские элегии Любови
(Любовь Феоктистовна Волошинова. 19 марта 1952)
Составитель: ведущий библиотекарь
РОДБ им. В.М. Величкиной Емельянова И.Н.
![]() |
Как много стихов, как много поэтов. Иногда ловишь себя на мысли, что привыкаешь к ритмам, прислушиваясь к ним, мимоходом листая страницы. Но неожиданно слух и зрение обостряются, и замирает сердце зачарованно: слышишь и видишь новые строки, новые звуки, вчитываешься и внемлешь, и открываешь для себя мир новых ощущений. Проникновенные строки как бы продолжаются в тебе самом, и ты сам пытаешься соизмерить зов души с непостижимой вечностью Вселенной.
Такое происходит, когда ты читаешь книжки Любови Феоктистовны Волошиновой. В кипении страстей живёт человек. Такова и Любовь Волошинова, познающая человека и себя посредством песни, истории, подающая нам сигналы своих познаний.
«Радушная и приветливая, успокаивающая и просветляющая, удивляющая и незабываемая, место встреч юных влюблённых и старых друзей…» Так написала Любовь Феоктистовна о Пушкинской улице, с которой у неё связаны самые дорогие воспоминания: здесь прошло её детство.
Любовь Волошинова окончила архитектурный факультет Ростовского инженерно-строительного института.
«Архитектурное образование давало целостную картину культурной жизни, – рассказывает Любовь Феоктистовна, – многие выпускники этого факультета состоялись как режиссёры, барды, художники».
![]() |
После института Любовь работала в проектном институте «Спецпроект реставрация», разрабатывающем документацию для Таганрога, Вёшенской, Старочеркасской, Железноводска, Ростова, Новочеркасска, Аксая:
«Каждый проект был по-своему интересен, это были культурные пласты, в которые я входила и которые я осознавала».
Она автор проектов «Зоны охраны памятников истории и культуры г. Таганрога» (1979—1981), «Зоны охраны подворья Собора Рождества Пресвятой Богородицы», «Зоны охраны города Ростова-на-Дону (1989), «Зоны охраны археологического музея-заповедника «Танаис» (1993—1994), «Зоны охраны памятников истории и культуры г. Железноводска» (2001), паспортизации памятников истории и культуры г. Ростова-на-Дону (1989—1993).
Руководитель творческого коллектива разработчиков сайта «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону» (http://grants.rsu.ru/osi/archit/). Автор курса лекций «Мой город» (абонемент культурно-досугового центра Донской государственной публичной библиотеки).
А потом Любовь Феоктистовна нашла свою нишу – быть не практикующим архитектором, а историком архитектуры. В настоящее время она занимается культурно-просветительской деятельностью, читает лекции в различных учебных заведениях и библиотеках, проводит экскурсии по городу, публикует статьи по вопросам охраны памятников.
Специалист в области классификации, реставрации и охраны памятников истории и культуры, истории архитектуры Ростова-на-Дону.
К архитектору и реставратору Любови Феоктистовне Волошиновой часто обращаются за независимым экспертным мнением или за авторитетным комментарием. К её словам прислушиваются – ещё бы, ведь на них не влияют ни политический курс, ни громкие имена. А ещё в Любови привлекают разносторонняя образованность, какое-то внутреннее благородство и совсем нехарактерная для нашего времени скромность.
Она участвует в издании альбомов, посвящённых истории и архитектуре Ростова-на-Дону.
Один из таких альбомов – «От храма к храму. Улица Дмитриевская: биография продолжается…».
«Мне сейчас хочется заниматься проектами, которые носят просветительский характер, – рассказывает Любовь Феоктистовна. – Они готовят общекультурную базу, готовят общественное мнение, просвещают студентов. Я считаю, что надо работать, несмотря на то, что творческим людям сейчас платят мало. Это нужная работа».
Сейчас активно обсуждается вопрос сохранности исторического центра Ростова-на-Дону в связи со строительством многоэтажных домов. Обрисовать свое видение ситуации мы попросили Любовь Волошинову:
«Я считаю, что сейчас наступил новый этап, и людям, которые приезжают в Ростов, нужно не просто ездить по разным его концам и знакомиться с достопримечательностями, а учиться понимать менталитет города в историческом центре. Исторический центр сложился. Для некоторых многоэтажных домов, которые сейчас строят в центре, ищут пустующие места, а такие места в центре города сохранились только там, где очень плохие геологические условия, где, по сути, многоэтажные дома ставить – большой риск. В Ростов идут «черные миллионы» из Санкт-Петербурга, из Москвы, но ведь Ростов – не сточная яма. В исторический центр лезть нельзя, он еще не исчерпал свой потенциал, его надо благоустраивать».
Она убеждена, что добиться успеха в жизни ей помогли музеи, библиотеки, радиопередачи и люди.
Любовь Волошинова – член союза Российских писателей, лауреат областного литературного конкурса им. Закруткина, дипломант конкурса журналистов «Ростов и ростовчане», обладатель Памятного колокольчика передачи «Рождественские вечера», Дон-ТР, за издание книги «Пушкинская улица».
Любовь Феоктистовна – автор многих поэтических сборников, давайте перелистаем их странички.
![]() |
При чтении книги «Путь на городище», вышедшей в 1992 году в издательстве РИО Ростова-на-Дону, перед нами оживает Танаис, наполняется чарующими звуками флейты Асселины, восторгами слушателей, участвующих в празднике «в честь Гермеса – покровителя торговцев, путников и мореходов».
Вот ссыльный архитектор Аврелий («Изгнанник»), величием духа покоривший танаитов: выстроив башню, на пиру не стал он пить за здоровье Цезаря, но предложил тост за строителей: «Я пью за вас, каменотёсы!»
Восхищаясь вместе с автором высокими устремлениями духа героев, невольно жалеешь Ходена, сына лучника Бораспа («Месть Гекаты»). Одержимый должник, чтоб расплатиться, совершает святотатство – раскапывает могилу жрицы Агнии и берёт из неё драгоценности. За это чародейная богиня Геката превращает Ходена в камень.
Таковы люди, таковы их подвиги и поступки. Любови Феоктистовне удалось найти слова-символы, слова-заклинания, что «приходили в ночи, словно искры прозренья». Судьбы древних и нынешних поколений связала она в единый «узор».
![]() |
В 1996 году в издательстве «Личный интерес» Ростова-на-Дону выходит новый сборник стихов Любови Феоктистовны «Ростовская элегия».
Стихи, представленные в сборнике, достойны прочтения и осмысления. Трудно творить в наше время, когда талант «в прорези прицела!», но
Поэт ли, проповедник, журналист –
Чьё слово звонко, путь земной тернист,
Не промолчит пред силой оголтелой…
Таково творческое кредо автора.
Как истинная ростовчанка, патриот своего города, Любовь Феоктистовна слагает молитву, завершая ее словами:
Еще молю, Господь, чтоб в город мой
век новый не вошёл кровавой новью,
чтоб доброта осталась – добротой,
и вера – верой, и любовь – любовью!
Стихи из сборника покоряют новизной, свежестью метафор и сравнений. Они, как песни Асселины, проникают до самых-самых глубин души. Они пробуждают в человеке светлое начало.
![]() |
![]() |
«Легенды Танаиса и Меотиды» издавалась дважды: первый раз в 1997 году скромной книжечкой, а в 2011-м они вышли в Донском Издательском Доме прекрасно оформленной книгой с иллюстрациями автора.
В предисловии автор обращается к читателю: «Зову тебя в иное тысячелетие, в те времена, когда Дон назывался Танаисом и Таной, Азовское море – Меотидой, его берега – окраиной греческой ойкумены, лукоморьем, великой скифской степью.
Тогда люди носили простые одежды, им был привычен вкус грубой пищи; они внимали голосу свирелей, чтили воинскую доблесть превыше богатства, верили в покровительство богов и приносили нерушимые клятвы огню… …читатель, вступи на берега Танаиса и Меотиды, где жили герои забытых и воскресающих легенд!»
В «Легендах…» сложилась своя художественная реальность, вобравшая строки эпитафий и декретов, свидетельства античных авторов, информацию об археологических находках, подлинные имена танаитов, мотивы древних преданий.
![]() |
«Пушкинская улица», вышедшая в 1999 году в Донском Издательском Доме, открывает серию книг «Судьбы улиц, площадей, зодчих». Для Любови Феоктистовны это особое место: здесь прошло её детство. Двадцать этюдов, составивших издание, – редкостный сплав лирики, краеведения и художественной критики.
Мы, ростовчане, порой не отдаём себе отчёта, почему на бульваре отдыхает душа и ноги сами ведут на Пушкинскую, даже если надо сделать крюк.
Кому придёт в голову остановиться и пристально разглядывать, например, здание университетской библиотеки?! Красота архитектуры воздействует и «на бегу». А книга как раз тем и примечательна, что заставляет задуматься над привычным, просвещает и объясняет, ЧЕМ прекрасно и ПОЧЕМУ нам нравится то, что нравится. А заодно мы узнаём массу любопытного и о самих зданиях, и об их создателях, и о тех, кто там жил.
Оказывается, в одном доме на Пушкинской выступал Александр Вертинский, другой «целиком привезён из Италии», третий был готов принять августейшую особу, если она надумает посетить Ростов – всё переплелось, обо всём помнят эти камни, эти старые клёны…
![]() |
Главное достоинство книги Любови Феоктистовны «Бульварная площадь: [Нахичевань-на-Дону]» – увлекательный рассказ, посвящёный единственной площади Нахичевани (пл. Свободы), сохранившей свой исторический облик.
Эта книга вышла в Донском Издательском Доме в 2001 году.
Бульварная площадь освящена именами просветителей, художников, актёров, архитекторов…
Здесь в 1920 году Мариэтта и Магдалина Шагинян организовали художественную школу, где преподавал Мартирос Сарьян. Другой замечательный художник, Амаяк Арцатбанан (кстати, педагог М. Сарьяна), жил в собственном доме на восточной стороне площади. В здании краевого строительного техникума в начале 30-х продолжал образование будущий архитектор Г. А. Петров. Окончив Московский архитектурный институт, он с коллегами возведёт в Ростове многоэтажные жилые дома с магазинами «Золотой колос» и «Динамо» (ныне «Лидер») на первом этаже, Дом профсоюзов на Ворошиловском проспекте, цирк на Будённовском…
Книга прекрасно издана, со вкусом подобраны иллюстрации, многие из которых восстанавливают первоначальный облик площади.
![]() |
В 2002 году в издательстве «Новая книга» Ростова-на-Дону вышла книга «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону (вторая половина XIX - начало XX века)». Она посвящена интереснейшему периоду в архитектурной биографии города. В это время он переживал бурный рост своих территорий и обновление застройки.
Среди многочисленных капитальных строений в эти годы были возведены здания по проектам известных столичных зодчих К.А. Тона, А.Н. Померанцева, А.Н. Бекетова, В.А. Покровского, М.М. Перетятковича и др. Их творения формировали Ростов как город европейской градостроительной культуры.
Интересно будет узнать о том, как строили здание городской Думы и управы, самое нарядное официальное здание не только города, но и юга, архитектора Александра Никаноровича Померанцева, почему приехал в город на Дону Марьян Марьянович Перетяткович, приняв предложение возвести здесь здание конторы Государственного банка, причём достроено оно было в годы Первой мировой войны, когда в обеих столицах строительство прекратилось полностью. Или о том, что Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы вовсе не является «точной» копией храма Христа Спасителя, а совсем другой церкви, Санкт-Петербургской.
Ростовские творения столичных зодчих намного пережили своих авторов, их общественная жизнь и воздействие на городскую культуру продолжается.
![]() |
Следующая книга из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих» вышла в Донском Издательском Доме в 2004 году – «Перекрёсток столетий».
За минувшие два века не раз менялся облик перекрёстка Большой Садовой улицы и Ворошиловского проспекта. Его архитектурной биографии и посвящена книга.
В ней увлекательно рассказывается о драматичной судьбе площади, примыкающей к перекрёстку, которая в середине XIX века уже была площадью Нового Базара, в начале XX века стала Соборной площадью, в середине XX – площадью Советов…
В дореволюционные годы здесь строили выдающиеся российские зодчие: М.М Перетяткович, А.А. Ященко, Н.М. Соколов и другие, а в советское время – талантливые архитекторы Г.А. Петров, В.И. Григор, Н.А. Александров.
«… сегодня время замедлило свой бег на этом главном ростовском перекрёстке для того, чтобы мы смогли вглядеться в лики архитектурных творений минувших веков и задуматься об их подлинных победах и поражениях, достижениях и утратах» – так определена главная задача книги самим автором.
Многие города претендуют на особую роль в формировании личности А. П. Чехова. Таганрог, где родился, Москва, где учился, Ялта и Гурзуф, где жил подолгу, а еще Мелихово, Сахалин, наконец, Баденвейлер, где он закончил дни свои… Ростова в этом «списке» чеховеды не значат.
![]() |
Эту несправедливость по отношению к городу, с которого начинали совместную жизнь родители писателя, Павел Егорович и Евгения Яковлевна, в котором Антон Чехов бывал неоднократно, где жили его однокашники по таганрогской гимназии, издатели, друзья, просто поклонники таланта, исправили сёстры Волошиновы. Их книга «Чехов и Ростов-на Дону», вышедшая в издательстве «Странник» в 2009 году – настоящее расследование, в ходе проведения которого было сделано немало любопытнейших открытий, выведены полузабытые (а то и забытые) имена достойнейших людей – современников Чехова.
«Работая над книгой, мы вышли на множество параллелей. Кому или чему бы была посвящена её глава – человеку, зданию, улице, каждая доказывает, что Ростов – это чеховский город. В известном смысле мы вернули ростовчанам Чехова» – сказала на одной из встреч с читателями Любовь Феоктистовна.
Вера и Любовь Волошиновы убедили всех, что Ростов-на-Дону входит в число городов, приобщённых к чеховской культуре и признались в любви к Чехову от имени всех ростовчан.
![]() |
Альбом «От храма к храму. Дмитриевская: биография продолжается...» вышел в издательстве Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской в 2010 году.
Этот альбом – результат работы творческого тандема, Марины Приходько, директора Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской, и Любови Волошиновой. По результатам конкурса живописи, графики и фотографии «Есть у улицы лицо…», который проводился в музее, Мариной были отобраны 167 работ, а Любовь написала историю улицы Шаумяна, материал по которой она собирала семь лет.
Любовь Феоктистовна поясняет: «Почему в названии присутствует словосочетание «от храма к храму»: улица Шаумяна называлась Дмитриевской в честь деревянной часовни святого Димитрия, у которой она начиналась. А заканчивалась улица у площади перед западным фасадом собора Александра Невского. Ветхая часовенка была разобрана, собор взорвали в 1930 году, а улицу переименовали в честь революционера-боевика Степана Шаумяна, который к Ростову никакого отношения не имел, но был любим властью».
Это путеводитель, который приглашает совершить прогулку длиной в одну улицу и два столетия. Прочтите эту книгу не торопясь, а затем пройдите, перелистывая её страницы, по бывшей Дмитриевской, ныне Шаумяна, – и вы поймёте, что видите эту улицу впервые.
Эта книга для тех, кто любит свой город. Но прежде всего – для тех, кому ещё предстоит его полюбить.
![]() |
Ещё одна книга из серии «Судьбы улиц, площадей, зодчих» вышла в Донском Издательском Доме в 2013 году – «Два века городского сада».
Она знакомит читателей с историей старейшего парка города Ростова-на-Дону – Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. За 200 лет своей биографии он не раз менял название, но судьба его всегда была неразрывна с жизнью города: купеческой благотворительностью, появлением первых театров, закрытием Генеральной балки, устройством первых фонтанов, Праздником древонасаждения, послевоенным возрождением Ростова, городскими выставками цветов, литературными праздниками и др.
Книга богато иллюстрирована историческими и современными фотографиями. Это первое в истории города краеведческое издание, посвящённое центральному городскому парку, будет интересно читателям.
![]() |
В книге «Ростовские байки и легендарные истории», которая вышла в Донском Издательском Доме» в 2015 году – впервые собраны байки и легендарные истории, редко упоминаемые в официальной давней и ближней истории города. Одни из них по случаю попадали на страницы краеведческих изданий XIX и XX веков, другие сохранила городская молва, иные пересказывали старожилы города, очевидцем недавних городских курьёзов была и Любовь Феоктистовна. Приведённые тексты во многом дополняют официальную биографию Ростова-на-Дону, помогают понять душу города, менталитет его жителей.
Многочисленные исторические и современные фотоиллюстрации, сопровождающие тексты, создают образ меняющегося, но во все времена оптимистического города.
![]() |
«Дом актёра – забытая легенда Ростова» – строительная биография интереснейшего дома-гиганта Ростова-на Дону, возведённого в 30-е годы прошлого века. Судьба дома неразрывна с историей драматического театра им. М. Горького, Театральной площадью, парком им. Октябрьской революции.
В ходе возведения здания складывались творческие судьбы его создателей: архитекторов, скульпторов, актёров. А впоследствии продолжилось взаимовлияние проживавших в Доме актёра художников, композиторов, актёров ростовских и столичных театров, сотрудников театральных цехов.
Судьба привела в Дом актёра и других легендарных жителей: чемпиона мира по классической борьбе, солдатскую мать, театрального ростовского педагога, цыганскую певицу и многих других.
О судьбах, связанных с историей дома, ёмко и увлекательно повествуется на страницах книги, вышедшей в 2018 году в Донском Издательском доме. Многочисленные фотоиллюстрации, значительная часть которых публикуется впервые, делают книгу ещё более привлекательной для читателей разных возрастов.
В настоящее время Любовь Феоктистовна Волошинова готовит к изданию 2-ю книгу «Ростовских баек и легендарных историй».
Больше всего она ценит в людях человеческое достоинство. Любит музыку Рахманинова и Чайковского, стихи Ахматовой, Гумилёва, Мандельштама, романсы Вертинского; считает, что в подарке главное – искренность и любовь. Любимые цветы – гиацинты. Любимый отдых – общение с деревьями, травами, рекой, озером, морем, звёздами.
Публикации в сборниках и периодических изданиях:
♦ Волошинова Л.Ф. Забытая страница. «Мне нынче снова снится птица Феникс…»: Стихи // Дон. – 1992. – № 5-6. – С. 95-96.
♦ Волошинова Л.Ф. Ростовская элегия: Стихи // Созвучие: поэтический сборник. – Ростов н/Д: НПКФ «Селена», 1996. – С. 34-37.
♦ Волошинова Л.Ф. Богатый колодезь: Стихи // Богатый источник. – 1997. – 4 ноября. – С. 1.
♦ Волошинова Л.Ф. В любом открытом сердце отзовется: Стихи // Приазовский край. – 1997. – 27 февраля. – С. 15.
♦ Волошинова Л.Ф. Доходный дом книгоиздателя И.А. Тер-Абрамиана // Донской временник: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2000. – С. 21.
♦ Волошинова Л.Ф. Негромкая архитектурная дата: [о Г.А. Петрове (1912-1975), советском зодчем] // Донской временник: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2000. – С. 144-146.
♦ Волошинова Л.Ф. О себе // Донской временник: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2001. – С. 24.
♦ Волошинова Л.Ф. Л.Ф. Эберг – ведущий архитектор Ростова первой половины XX века // Донской временник: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2001. – С. 77-81.
♦ Волошинова Л.Ф. Выдающийся донской архитектор Александр Ященко // Донской временник: Год 2003-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2002. – С. 37-39.
♦Волошинова Л.Ф. Андрей Петрович Зимин // Донской временник: Год 2003-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2002. – С. 135-137.
♦ Волошинова Л.Ф. Городской архитектор начала XX века – Г.Н. Васильев // Донской временник: Год 2003-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2002. – С. 150-153.
♦Волошинова Л.Ф. Он понимал и любил Ростов (Х.Х. Чалхушьян) // Донской временник: Год 2004-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2003. – С. 6-9.
♦ Волошинова Л.Ф. След Шехтеля в Таганроге // Донской временник: Год 2006-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2005. – С. 132-134.
♦ Волошинова Л.Ф. Кто читал Чехова: [книги Чехова в домашних библиотеках дореволюционного Ростова] // Донской временник: Год 2010-й: Краеведческий библиотечно-библиографический журнал. – Ростов н/Д: Донской издательский дом. – 2009. – С. 160-162.
Использованная литература:
- Баженова, Н. Знай любимый город! / Наталья Баженова // Молот. – 2003. –17 июня. – С. 3
- Борзенко, В. «На улицу выйти страшно…» / Виктор Борзенко // Новая городская газета. – 2002. – май. – С. 6
- Волошинова, Л. В любом открытом сердце отзовется // Приазовский край. –1997. – 27 февр. – С. 15
- Волошинова, Л. Мы обмеряли мельницу в Каргинской: стихотворение/ Любовь Волошинова // Молот. –1995. – 23 мая
- Волошинова, Л. О себе / Любовь Волошинова //Донской временник: краеведческий библиотечно-библиографический журнал 2002 / ДГПБ. –Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2001. – С.24