Сурб-Хач. Фотография из архива семьи Зуб
|
В тихой части Ростова-на-Дону среди вереницы массивных жилых домов возвышается небольшое аккуратное белое строение, с ведущей к нему старой каменной лестницей. Это один из старейших историко-этнографических памятников нашего города – армянский средневековый монастырь Сурб-Хач («Святой крест»).
История его появления на Дону весьма интересна. Как известно, во второй половине XVIII века было организовано переселение армянского народа из Крыма на нашу землю. И одним из его условий архимандрит Петр Маргосов еще в 1778 г. поставил сооружение на новом месте за счет имперской российской казны нового монастыря Сурб-Хач взамен оставляемого в Крыму одноименного монастыря. Так в 1779 году образовалась на Дону самая крупная армянская колония в России с центром в городе Нахичевань. Сурб-Хач изначально было задумано превратить в центр религиозной жизни армян на донской земле. В 1783 году был построен деревянный храм. Строительство же каменного началось в 1786 году, а закончилось в 1792 году. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта считается русский зодчий Иван Егорович Старов.
Точный внешний облик первого храма Сурб-Хач для нас остался неизвестен, потому что в 1862 году он был основательно перестроен. В нем хранилось множество реликвий армянского народа, привезенных еще первым караваном переселенцев под особой охраной. Из Крыма было вывезено около 600 хачкаров — мраморных и гранитных плит с высеченными на них крестами и надписями об определенных событиях древнего времени. Некоторые из них были созданы до IX — X вв. еще в Армении. Наиболее древние и ценные были вмонтированы в стены пяти городских церквей, а остальные — в стены монастырской церкви. Самой почетной святыней храма стал хачкар, привезенный из Ани - древней столицы Армении, датируемый XI веком. Интерьер храма, освещенного тремя художественными люстрами, был украшен фресками и рисунками на религиозные и исторические темы. Деревянная дверь, датируемая XI веком, представляет собой особый интерес. Украшенная мелким резным орнаментом, ранее она принадлежала одной из старинных церквей Ани, в XIII веке была привезена в монастырь Сурб-Хач в Крыму, а в конце XVIII века - в одноименный монастырь на Дону.
И долго еще Сурб-Хач сохранял свое формальное положение монастыря как церковнохозяйственной организации, но отсутствие монахов и послушников, а также фактическое управление земельными угодьями сельской общиной села Большие Салы не позволяло ему полностью самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами. Эта община на протяжении многих лет обращалась к городским нахичеванским властям с просьбой взять земельные угодья монастыря в свое управление, и только в 1883 г. это свершилось. Тогда же, в 1883 г., в Нахичевань была перевезена и монастырская библиотека.
В 1921 году здание бывшего монастыря по распоряжению властей передали отделу народного здравоохранения, и разместили в нем детский дом. Через некоторое время бывшее монастырское подворье превратили в скотный двор, что, естественно, не способствовало сохранению монастырского статуса. В этих условиях редкие богослужения в храме отправлялись до 1931 года, после чего храм принудительно закрыли, превратив его в совхозное зернохранилище.
К сожалению, в середине 1960-х предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу, тогда же были уничтожены и все ценные хачкары. Об их существовании теперь напоминают только пустые глубокие ниши в стенах древней церкви. Ростовское областное отделение Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры встало тогда на защиту самого древнейшего ростовского здания. Обратились за помощью к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета СССР М. С. Сарьяну. Мартирос Сарьян, уроженец Нахичевани, откликнулся на просьбу, и ростовские партийные органы не смогли устоять перед его авторитетом. От полного уничтожения монастырь спасло создание на его месте в 1972 году Музея русско-армянской дружбы.
С 2002 года в музее участилось проведение церковных обрядов, а ещё через год на всех законодательных уровнях города был решён вопрос о возвращении Сурб-Хачу культового статуса. Но понадобилось ещё несколько лет, чтобы Музей русско-армянской дружбы 26 марта 2007 года прекратил свою деятельность, а в храме стали регулярно совершаться богослужения. В настоящее время от монастырского комплекса в сохранности осталась только церковь, которая является архитектурным памятником федерального значения.
Сегодня Сурб-Хач передан армянской апостольской церкви, а музей должен переехать в дом Искидарова (на углу 23-й линии и площади Свободы, в здании бывшей библиотеки для взрослых имени А. С. Пушкина).
Список литературы
- Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт.
- Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта.
- Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8.
- Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг.
- Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв.
- Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля.
- Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня.